В Туванской школе уверены, что улучшить качество питания в столовой можно не только за счет увеличения финансирования. Один из вариантов — удешевление и повышение качества обедов за счет овощей, зелени выращенных на пришкольном огородном участке.
На участке размером около 0,6 гектара есть свой питомник, овощной, цветочный, отделы. На грядках растут капуста, картошка, свекла и морковь, кабачки, лук и зелень, в теплице —помидоры. Школьники учатся не только сажать растения и ухаживать за ними, но и ставят опыты, сравнивают сорта, наблюдают, делают выводы.
Это такое счастье, когда ты держишь в руках то, что выросло благодаря твоим заботам, на твоих глазах. Учащиеся собирают овощи, но чаще всего это делают учителя. Работники столовой рассчитывают, сколько из собранного пойдет на обед сейчас, а что, после подготовки к хранению, будет убрано на зиму.
Когда завершается сбор овощей с огородов, в школах проходит Праздник урожая, или День осени.
Всё, что выросло на участке, идет в столовую, превращаясь в дополнительный витаминный стол. В основном это салаты, которые добавляются к обычному меню — борщам и рассольникам, картофельному пюре и компотам. Школьное питание тщательно продумывается школьным поваром и в каждый из шести учебных дней дети получают разные блюда и салаты.
Учебно-опытный участок при МБОУ «Туванская ООШ» существует со дня ее основания. Директор школы гордится, что, несмотря на сокращение количества учеников в школе, его удалось сохранить и овощи по-прежнему идут в столовую.
— Это наша добрая традиция, лицо сельской школы, наша гордость, — говорит она и добавляет, что ей становится очень грустно при виде бывших школьных огородов, которые зарастают бурьяном и становятся никому не нужными.
— Раньше, конечно, наш участок был больше, местный колхоз помогал нам с удобрениями и семенами, — вспоминает она. — Сегодня же всё ложится на школу и учителей. Но к счастью, большая часть родителей и сегодня относится с пониманием. Они согласны с нами, что дети должны понимать, откуда берутся овощи, а некоторые даже лучше едят, зная, что они сами их вырастили.
Занятия с учениками проходят в игровой форме и длятся около 20 минут. Содержание уроков зависит от времени года: весной это посадка семян, летом прополка грядок и полив растений, осенью — сбор урожая.
Директор школы отмечает, что пользу такие занятия приносят огромную. С одной стороны, дети привыкают к труду, а с другой, это удешевляет обеды, так как многих овощей, выращенных своими руками, хватает почти на весь учебный год. Они хранятся в подвально-складских помещениях, которые были предусмотрены еще при строительстве зданий в советские годы.