Зубрилки никому не нужны. Учителей призывают ломать традиции

06 апреля 2013

Школа должна не растить бессмысленных зубрилок, а готовить детей к жизни. В этом суть компетентностной модели образования, которая обсуждалась на прошедшей в Чебоксарах всероссийской научно-практической конференции.

Отлично помню, как в школе заучивала физику. Заучивала добросовестно, но бездумно, потому что в этой науке не понимала ничего. И до сих пор не понимаю. Возможно, потому, что учительница требовала лишь одного – проговорить наизусть несколько страниц указанного ею текста. Зато в аттестате у меня по физике пятерка. А на конференции научные светила в один голос утверждали, что подобный подход должен быть категорически исключен.

«Если в советское время было модно много знать, то сейчас гораздо важнее уметь использовать знания в реальной ситуации. В качестве примера приведу интеллектуальные телеигры. В одних нужно просто что-то вспомнить, в других для получения ответа оперировать тем, что помнишь и знаешь. Так вот мы не за то, чтобы вспомнить, а за то, чтобы оперировать, – подчеркнул профессор Федерального института развития образования Министерства образования и науки России Александр Попов. – Но и давать знания надо так, чтобы их можно было применить. К сожалению, многие учителя не готовы менять традиционные формы школьного обучения, и это большая проблема. Собственно, Чувашию мы выбрали для проведения конференции именно потому, что здесь уже есть задел. В вашей республике создан образовательный комплекс «Школа Сколково», прошла первая российская компетентностная олимпиада. Так что все логично».

О мнении скептиков, что новые образовательные стандарты, ставящие приоритетом именно компетенции, будут провалены хотя бы потому, что 95% учителей не готовы их внедрять, упомянула и заместитель министра образования Чувашии Светлана Петрова. «В таком случае придется нам, ломая себя, меняя менталитет, прийти все же к пониманию, что ради детей необходимо учиться формировать в них качества, необходимые для жизни в 21 веке», – отметила она.

Другая проблема – что вкладывать в понятия «личностные компетенции» и «учет индивидуальных достижений». Эти понятия впервые прописаны в новом российском законе об образовании, который вступит в силу 1 сентября 2013 года.

Баллы на ЕГЭ – далеко не единственный и весьма субъективный критерий оценки. Иной парень ничего не понимает в математике, зато блестяще играет на баяне, а девочка, получающая тройки по химии, замечательно пишет стихи. Однако как зафиксировать эти личностные результаты, еще предстоит понять.

«На мой взгляд, одним из наиболее удачных способов является портфолио – не просто папка, куда ребенок складывает дипломы, грамоты, но и другие результаты, которые он считает важными, – рисунки, сочинения и так далее», – заметила профессор кафедры педагогики Московского педуниверситета Татьяна Ковалева.

Теперь российским учителям предстоит колоссальная работа. Но, как верно заметил заместитель директора департамента Минобрнауки России Павел Сергоманов, для достижения успеха педагогам потребуется специальная поддержка, в том числе финансовая: «Если вы хотите, чтобы человек сделал сверхусилие, получая заработную плату 15 тысяч рублей в месяц, ему нужно заплатить в два раза больше. Это экспертная оценка, а не данные, взятые с потолка».

06.04.2013 | Зинаида Шитлаева

Источник: "Советская Чувашия"