Автор: REGNUM
Профессиональный стандарт педагога будет первой не "бухгалтерской" реформой в образовании - эксперт
До сих пор реформа образования была "скорее бухгалтерская, чем содержательная". Введение профессионального стандарта педагога станет первым шагом в решении комплекса проблем в образовательной сфере. Об этом заявил директор Центра Образования №109 г. Москвы, председатель группы по разработке стандартаЕвгений Ямбург 5 марта во время пресс-конференции ''Как учить современных школьников?", передает корреспондент ИА REGNUM.
Напомним, в мае 2012 года президент РФ Владимир Путин поручил разработать профессиональные стандарты для учителей русского языка и математики. В настоящий момент речь идет уже о стандарте для учителей вне зависимости от предмета, который они ведут. Категориям, которым выделил президент, посвящены приложения к проекту. Ямбург отметил, что этот стандарт будет затрагивать и педагогов дошкольных учреждений.
По словам председателя комиссии по разработке профессионального стандарта педагога, необходимо обеспечить полную открытость при его обсуждении. В данный момент проект профстандарта опубликован на сайте Минобрнауки. Предложения и замечания к проекту можно оставить на сайте общественного совета при Министерстве и официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале. Обсуждениям и корректировке будет посвящен год работы, сообщил эксперт. Впоследствии будет "переходный период", во время которого стандарт будет добровольно опробован в ряде школ. "Никакого насилия", - подчеркнул Ямбург. Он полагает, что окончательно он будет принят через 3-4 года.
"Я глубоко убежден, что до сих пор у нас реальной реформы образования не было. У нас была реформа экономики образования", - сказал Ямбург. По мнению эксперта, "во всех странах, где проходили этот путь (в Германии, Сингапуре) было показано, что повышение зарплаты не ведет к повышению качества работы". При этом он согласен, что учителю нужна достойная зарплата.
Эксперт полагает, что разработка стандартов тесно связана с комплексом болевых точек в сфере образования, в первую очередь, стандарт повлияет на систему подготовки и переподготовки учителей. Ямбург напомнил, что 3 года назад были приняты новые стандарты высшего педагогического образования. По мнению Ямбурга, в нем содержатся "чудовищные вещи". Например, "по этим стандартам выпускаются учителя русского языка без права преподавания литературы, математики без информатики", - пояснил он.
В свою очередь, квалификационные требования к педагогам включают в себя "много вещей, которые превратили школу в то место, где дети мешают учителям и администрации работать с документами", полагает Ямбург. "Поэтому основная задача стандартов - вернуться к профессиональным компетенциям учителя, освободить его от всего того, что мешает работать", - подчеркнул эксперт.
На данном этапе в стандарте выделено три сферы ответственности педагога: обучение детей, их воспитание и развитие. По мнению Ямбурга, основные проблемы связаны с развивающей деятельностью. "Контингент детей будет все проблемнее", - заявил он. Чтобы обучать детей в том числе и с отклонениями, педагог должен уметь взаимодействовать с другими школьными специалистами (психологами, дефектологами, медиками), подчеркнул эксперт.
Контролировать обсуждение и реализацию, по мнению рабочей группы, должна профессиональную ассоциация, которая станет "равноправным игроком на этом поле вместе с Министерством образования", считает Ямбург. В нее помимо квалифицированных педагогов должны войти и родители, добавил он. Ориентировочно эта ассоциация будет создана в сентябре этого года.
"Стандарты всех профессий - это решение правительства России. Первыми были рестораторы и гостиничные хозяйства, мы вторые. Но стандарты будут везде", - заявил Ямбург.