Андрей Фурсенко перед началом учебного года рассказал о том, как будет меняться образовательная система

Автор: ИЗВЕСТИЯ   
22.08.2011 02:52

В преддверии нового учебного года министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в Хабаровске открыл сезон агитпоездок по регионам. Главный вопрос повестки дня — обсуждение третьего варианта закона «Об образовании». Два предыдущих законопроекта из-за негативного общественного резонанса забракованы. Чиновники готовились, что и нынешняя редакция будет встречена в штыки. Противники реформ обещали в сентябре устроить массовые акции протеста. Однако дальневосточные учителя встретили Фурсенко дружелюбно.


— У нас в регионе больше 300 школ, в которых трудятся 11 тыс. педагогов, — рапортовал на совещании министр образования Хабаровского края Андрей Базилевский. — Средняя зарплата педагога сейчас 18,385 тыс. рублей — это 74,2% от зарплаты в экономике. До конца 2011 года доходы учителя должны подрасти до 23 тыс.

Проблема Хабаровска — старение учителей. В предпенсионном возрасте — 21,5% педагогов. В сельских районах — дефицит молодых географов, физиков и химиков. Но, как дали понять выступавшие краевые управленцы, благодаря госреформам и начавшейся модернизации отрасли, будущее хабаровских школ внушает оптимизм.

— Лет десять назад о компьютерах в школах не слышали, — привел пример Базилевский. — Потом появилась одна машина на 30 ребят, сейчас один — на 23, а будет один на 15 учеников. Наступят ли времена, когда каждый хабаровский подросток получит по персональному аппарату, краевые чиновники не уточнили.

Выступление Фурсенко, объяснявшего необходимость принятия нового закона «Об образовании», зал сопровождал аплодисментами. Наверное, потому, что федеральный министр успокоил аудиторию: законопроект не подразумевает глобального перелопачивания образовательной сферы. Каких-то сверхреформаторских
предложений в нем нет.

— Вкладывать деньги можно только в эффективную систему, — акцентировал Фурсенко. — К сожалению, в России сейчас не пропагандируется важность хорошей учебы. В начальной школе родители еще волнуются, переживают за детей. В старшей тоже — толкают вперед в вузы. А в основной школе с 5-го по 9-й класс у нас полный провал. С этим надо что-то делать.

Чтобы заинтересовать подростков получать знания не из-под палки, а равномерно, предлагается изменить систему сдачи экзаменов.

— В перспективе в школе можно использовать вузовский подход, — объяснил свою идею Фурсенко. — Например, сдавать экзамен по русскому языку в 9-м классе, географию — в 10-м, когда заканчивается курс изучения предмета. И полученные оценки выставлять в итоговый аттестат. Если не устраивает — через год у ребенка должна быть возможность пересдать.

По мнению министра, нововведение, во-первых, благоприятно скажется на нервной системе родителей и детей — не нужно будет в 11-м классе скопом сдавать сразу все тесты. Во-вторых, сможет положительно повлиять на самосознание учеников и отучить их от шпаргалок.

— Если человек постоянно упорно сдает экзамены, у него появится стимул сдавать их самому, — резюмировал министр.

Реформа также коснется и сферы профтехобразования. Основная задача — изменить стереотип, что техникумы — исключительно для «дебилов» и «двоечников». Среди субъектов федерации недавно прошел конкурс на лучшие новаторские предложения в области модернизации колледжей. Победили 24 региона, где планируется создать экспериментальные площадки по отработке новых моделей. На эти цели в этом году в федеральном бюджете запланировано 2 млрд рублей. Предполагается, что профтехучилища начнут совместно действовать с промышленниками. Производственные предприятия создадут свои обучающие программы для подготовки нужных им специалистов. По окончании техникума выпускников ждут гарантированное трудоустройство, прогнозируемый уровень зарплат и при желании карьерный рост.

Высшим учебным заведениям, по словам министра Фурсенко, в наступающем году нужно готовиться подтверждать свой статус. Минобрнауки возобновляет практику конкурсов за присвоение вузам звания «национального исследовательского». Вместе с тем министерство намерено проанализировать деятельность нынешних национальных университетов.

— Ко многим есть замечания, — сказал Фурсенко. — Возможно, некоторые вузы по итогам проверки будут лишены статуса. Нужно понимать, что это звание — не вечная величина. Все меняется.