66- летию Победы посвящается "Детство, опаленное войной"

Как и у большинства детей, у меня две бабушки и два дедушки. Все они родились и выросли в тяжелые годы прошлого века. Трое наших прадедушек остались на полях войны, один вернулся без ноги. Большую часть детства мы провели с бабушкой Христинией, мамой папы. Её нет с нами уже три года. От нее мы и узнали о тех годах. В нашем сочинении рассказы бабушки, героями которых стали наши предки со стороны папы. Бабушку звали Кузьмина Христиния Яковлевна.
Ёлка. Учиться в деревенской школе зимой очень трудно. Во много раз труднее было в холодные и голодные военные годы. Учителя и ученики сами приносили из леса дрова, возили на санках воду. Урок продолжался 20 минут: больше не выдерживали. Писали мало, так как мерзли не только руки, но и чернила. Однако, в школу ходили все, потому, что здесь каждый день давали чашку супа! На второй год войны в школе устроили праздник – ёлку. Она стояла в коридоре и была настоящей красавицей! Правда, бабушка почти не слышала песен и не смотрела представления: все думала о еде. Все жевали медленно, не теряя ни крошки - знали цену хлебу. В тот день были суп-лапша, каша, хлеб и мороженые яблоки. Была ужасно рада. Именно эта елка осталась в памяти бабушки до самой смерти! Чтобы не умереть с голоду приходилось работать всем. Каждый помогал семье и стране как мог. Шили кисеты, вязали носки и варежки для фронтовиков. Все старались ходить на работы в поле, и потому, что на обед в большом колхозном котле варили для работников кашу и суп. Чтобы в доме было меньше едоков, старших дочерей Раису и Анну отдали в другую деревню в богатые семьи присматривать за маленькими детьми. Богатыми считались председатель, бухгалтер или заведующий складом. Зажиточными были и работники сельпо или пекарни. Через пару месяцев присылал хозяин мешочек пшена килограмм на десять. С этого пшена и масла мать готовила пшенную кашу – самую вкусную еду на земле! Весна была спасением для большинства: появлялись крапива, борщевик, сныть, а за тем, ягоды и грибы. Ранней весной и поздней осенью можно было собрать, если не поймают, мерзлую прошлогоднюю картошку, колосья.
Трудодни. В деревне открыли начальную школу. Бабушка рассказывала, как однажды осенью в деревню привезли солдат, и они, детишки, целыми днями вертелись около них, можно было поживиться разной едой. Солдаты учились воевать и помогали убирать картошку. Их поселили в здании школы, и, поэтому, уроки отменили. Бабушка хорошо пела, и ее часто брали на концерты для солдат. Скоро солдаты собрали картошку и уехали на фронт. Бабушке Анне было 14 лет, когда ее мобилизовали на работы. Почти год она работала в лесу: пилила и вывозила на лошадях бревна к узкоколейке недалеко от города Шумерля. Еще один год бабушка Анна работала на добыче торфа для брикета на болотах вдоль реки Сура.
Прабабушка Вера Петровна в колхозе не работала, потому, что растила пятерых маленьких детей. В первый день войны муж ушел на фронт, на его рабочее место взяли старшего сына Андрея, будущего нашего дедушку, он учился в 8 классе. Нужно кормить семью и платить за учебу в школе. Другому сыну Василию пришлось оставить школу и пойти работать конюхом на ферму. Двенадцатилетние мальчишки пахали, и выполняли всю мужскую работу в колхозе. За день работы им давали 2 килограмма зерна или муки. Из этой муки прабабушка гнала самогонку и продавала ее на базаре в городе. На вырученные деньги покупала разные вещи, одежду и обувь. Осенью 1943 года взяли на войну и Андрея. Его отец, Петр Терентьевич, погиб в боях под Смоленском. Есть могила у деревни, где он лежит, а на обелиске есть его имя. Вместе с дедом ушли и трое его одноклассников. Деда Андрея оставили служить под Москвой, защищать небо столицы от немецких бомбардировщиков. Дед Андрей Петрович служил недалеко от места, где служил и геройски погиб Герой Советского Союза Виктор Талалихин. В нашем альбоме есть даже фотография дедушки у могилы летчика. Он восемь лет служил в войсках противовоздушной обороны. Теперь всех в дедушкиной семье кормили только одиннадцатилетний Василий и десятилетние сестренки Ольга с Анной. Корову держали, не смотря ни на что - без нее смерть. Чтобы ее прокормить, ходили за соломой в поле. Она колхозная, но брать нельзя, хотя на поле ее много и гниет зря. Если поймают, арестуют как вора и врага народа. Мать говорила, что если работаем, то на солому, наверное, заработали. Шли ночью или под утро: страшно, темно и холодно. Когда становилось совсем страшно, маленькая Кристиния прижималась к маминой спине и держалась за ее фуфайку. Наполняли мешок и шли обратно. Однажды у околицы увидели свет фонаря. Упали на землю и лежали, пока телега не проехала мимо. Когда пришли домой, было уже совсем темно. Бабушка много лет не рассказывала про это ни кому.
Победа! Война кончилась! Вы знаете, что такое «затируха»? В кипящую воду бросается несколько ложек муки и жмыха, перемешивается и, - еда готова. Прадедушка вместе со старшими детьми Анной, Раисой и Алешкой собирали на полях остатки картофеля, капустные кочерыжки, потому что еды всегда не хватало. Кусковой сахар был большой редкостью. Алешка научился хорошо кататься на лыжах, прикручивая их веревками к валенкам. На них он ехал за колхозными санями, перевозившими картошку. Он собирал в заплечную котомку то, что иногда высыпалась из саней. У бабушки была подружка, девочка по имени Клавдия. Они учились в одном классе. Ее отца звали Терентий Степанович, он был инвалидом войны без обеих ног. Он всегда ездил на деревянной дощечке на колесиках. До войны Терентий был высоким, красивым и добрым, говорила бабушка. Работал конюхом. А сейчас нигде, только ездит в город и сидит у вокзала, или у ворот базара. У него было ведро с ваксой и разные щетки для чистки сапог. На деньги, которые ему давали добрые люди, он покупал водку и каждый вечер напивался пьяный, орал грустные протяжные песни и все время грозил кому-то кулаками. Он уже не мог сам толкать свою коляску и его приносили его товарищи, собутыльники. Когда безногий солдат бывал не пьяный, он любил играть с дочерью, помогал ей готовить уроки, мастерил разные игрушки. Но таким он бывал очень редко, больше пьяным и злым. Но Клава его все равно очень любила. Отец обещал ей в следующий раз купить красивое платье, а то, что на ней, уже такое старое, что уже нельзя больше латать.
Про мясо, налоги и послевоенное житье-бытье. Мы всегда удивляемся тому, что каждый раз, когда режут свинью, бабушка рассказывает одно и то же, как раньше свинью тайком отводили резать в лес, обрабатывали и привозили домой уже готовое мясо. Оказывается, за каждую свинью надо было платить налог в виде свиной шкуры. Самое тяжелое, оказывается, снять эту кожу без огрехов: замучаешься и мясо испоганишь. Поэтому, было лучше, если власть о твоей свинье ничего не знала. Были времена, когда люди вырубали здоровые, плодоносящие сады. За каждую яблоньку и вишню государство собирало налоги. У бабушки был сад, и его вырубили, потому, что надо кормить семью.
Старший брат бабушки Алексей вернулся с войны с двумя орденами Красной Звезды на раненой груди. Стал учиться на ветеринара и, когда бабушка окончила «семилетку», он взял учиться ее с собой. От поселка Вурнары до Шумерли доезжали на пригородном поезде, без билетов и места. Бабушка рассказывала, что не один раз ей приходилось ехать две-три остановки, вися на одной руке и стоя на одной ноге на ступеньках тамбура. В одной руке мешок с продуктами. Ужасно боялась поездных грабителей, расплодившихся в то время. От города, нужно было идти пешком через лес, двадцать верст, до дома. В военные и послевоенные годы в лесах прятались грабители, и ходили легенды о страшных случаях с людьми.
Дедушка Андрей Петрович умер в 1997 году, а бабушка Кристиния Яковлевна в 2006. Их портреты висят над нашими кроватями, и мы гордимся, что носим их имена и фамилии. Бабушка всегда говорила, что война проклятое дело, но чтобы ее не было нужно быть сильными и дружными, чтобы нас не смогли разделить и рассорить, нужно любить и укреплять свою семью и род, родную землю и Отечество!

Кузьмина Кристина, 10 лет, с. Туваны