Астрономия вернулась . Завтра в Госдуме состоится заседание рабочей группы по доработке стандартов для старшей школы

22.03.2011
"Российская газета"
Ирина Ивойлова

Напомним, проект новых образовательных стандартов для средней школы разрешает старшеклассникам самим решать, какие предметы им учить. В учебный план входит обязательное изучение десяти учебных предметов (курсов), включая физкультуру, ОБЖ, "Россию в мире" и так называемый "Индивидуальный проект".

Все остальные предметы объединены в группы, из которых ученик должен выбрать то, что он будет изучать профильно, а без чего, в принципе, сможет обойтись, ограничившись лишь общими знаниями. Проект срезу же разделил общество на две группы - сторонников и противников. Причем вторых пока явно больше. Им минобрнауки предложило высказать свои замечания в Интернете.
Некоторые пожелания уже учтены рабочей группой. Например, по курсам "Россия в мире" и "Экономика" подготовлены требования к результатам изучения этих дисциплин. В частности, четко прописано, что должен знать ученик, который выберет в качестве профильного или базового "экономику" . Учтено пожелание Комитета Госдумы по образованию вернуть в школу хотя бы часть курса астрономии. Из-за чего уже переработаны требования к результатам освоения курсов физики и естественных наук. Более понятным стало определение "Индивидуальный проект", сформулированы условия и требования к его выполнению.
Если раньше из каждой предметной области предполагалось выбирать максимум две дисциплины, то сейчас в группе "Естественные науки" и "Общественные науки" можно выбрать три предмета. Есть изменения в изложении документа. Язык проекта стал более простым и ясным.
- Сейчас мы проработали варианты учебных планов, обсудили профилизацию школ, - рассказал "РГ" руководитель группы мониторинга доработки проектов стандартов, председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, - продолжим разговор на заседании рабочей группы.

аргументы "за" и "против"
- Школьники сейчас так перегружены, что обязательные 14 предметов просто не в состоянии освоить. В результате одни бросают учебу, другие занимаются спустя рукава и получают на ЕГЭ тройки и двойки. Еще один аргумент - европейский опыт. В Англии старшеклассники изучают 5-6 предметов, в Финляндии - 7-8. Правда, в Англии развивать детей начинают не в семь лет, а в два года, в Финляндии - с пеленок.
- Как быть детям, которые ошибутся в выборе профильных предметов? Что за курс такой "Русская словесность"? О чем он? И что за предмет такой - "Россия в мире"? Нет ни учебников, ни программ. Кто его будет вести? Может, планируется утвердить новую педагогическую специальность? С физкультурой дела совсем плохи. Не во всех учебных заведениях есть спортзалы, не говоря уж о бассейнах, теннисных кортах.
С форумов учителей


дословно
Андрей Фурсенко, министр образования:
- Четыре предмета - ОБЖ, физкультуру, курс "Россия в мире" и подготовку индивидуального проекта - действительно предлагается сделать одинаковыми для всех старшеклассников. Но это ни в коей мере не значит, что они будут основными в образовательной программе. Они общие и будут преподаваться на едином для всех уровне. Для каждого ребенка обязательно чистить зубы по утрам и вечерам. Но ведь это не значит, что основное, чему надо учить ребенка, - это чистить зубы! Физкультура не может быть основным предметом в школе. Но мы должны добиваться того, чтобы независимо от того, кем хочет стать школьник - гуманитарием, технарем, инженером или рабочим, - он должен быть здоровым.
Старшеклассник в обязательном порядке будет изучать 10-11 предметов, с учетом вышеназванных. Так, к примеру, и математика, и русский язык присутствуют в списке обязательных предметов, вопреки тому, что говорят. Другое дело - предусмотрены разные уровни их освоения. Если человек - гуманитарий, то не надо ему изучать в старших классах основы математического анализа. Так же и с другими общеобразовательными предметами. Если внимательно прочитать стандарты, то это становится ясно. Идея новых стандартов заключается в том, что ребята в этом возрасте имеют право выбирать свой путь.

Сергей Волков, учитель русского языка и литературы центра образования N57, Москва:
- Разработчики твердо уверены, что базовое образование должно завершаться в 9-м классе. У меня в этом есть сомнения. Можно ли считать, что к 9-му классу дети уже полностью познакомились с историей, географией, физикой? Я не уверен, в том, что все школы должны быть профильными. Если школы все же станут профильными, то они не должны идти по пути сужения возможностей других предметов.