Напомним, проект новых образовательных стандартов для средней школы разрешает старшеклассникам самим решать, какие предметы им учить. В учебный план входит обязательное изучение десяти учебных предметов (курсов), включая физкультуру, ОБЖ, "Россию в мире" и так называемый "Индивидуальный проект".
Все остальные предметы объединены в группы, из которых ученик должен выбрать то, что он будет изучать профильно, а без чего, в принципе, сможет обойтись, ограничившись лишь общими знаниями. Проект срезу же разделил общество на две группы - сторонников и противников. Причем вторых пока явно больше. Им минобрнауки предложило высказать свои замечания в Интернете. Некоторые пожелания уже учтены рабочей группой. Например, по курсам "Россия в мире" и "Экономика" подготовлены требования к результатам изучения этих дисциплин. В частности, четко прописано, что должен знать ученик, который выберет в качестве профильного или базового "экономику" . Учтено пожелание Комитета Госдумы по образованию вернуть в школу хотя бы часть курса астрономии. Из-за чего уже переработаны требования к результатам освоения курсов физики и естественных наук. Более понятным стало определение "Индивидуальный проект", сформулированы условия и требования к его выполнению. Если раньше из каждой предметной области предполагалось выбирать максимум две дисциплины, то сейчас в группе "Естественные науки" и "Общественные науки" можно выбрать три предмета. Есть изменения в изложении документа. Язык проекта стал более простым и ясным. - Сейчас мы проработали варианты учебных планов, обсудили профилизацию школ, - рассказал "РГ" руководитель группы мониторинга доработки проектов стандартов, председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, - продолжим разговор на заседании рабочей группы.
аргументы "за" и "против" - Школьники сейчас так перегружены, что обязательные 14 предметов просто не в состоянии освоить. В результате одни бросают учебу, другие занимаются спустя рукава и получают на ЕГЭ тройки и двойки. Еще один аргумент - европейский опыт. В Англии старшеклассники изучают 5-6 предметов, в Финляндии - 7-8. Правда, в Англии развивать детей начинают не в семь лет, а в два года, в Финляндии - с пеленок. - Как быть детям, которые ошибутся в выборе профильных предметов? Что за курс такой "Русская словесность"? О чем он? И что за предмет такой - "Россия в мире"? Нет ни учебников, ни программ. Кто его будет вести? Может, планируется утвердить новую педагогическую специальность? С физкультурой дела совсем плохи. Не во всех учебных заведениях есть спортзалы, не говоря уж о бассейнах, теннисных кортах. С форумов учителей
дословно Андрей Фурсенко, министр образования: - Четыре предмета - ОБЖ, физкультуру, курс "Россия в мире" и подготовку индивидуального проекта - действительно предлагается сделать одинаковыми для всех старшеклассников. Но это ни в коей мере не значит, что они будут основными в образовательной программе. Они общие и будут преподаваться на едином для всех уровне. Для каждого ребенка обязательно чистить зубы по утрам и вечерам. Но ведь это не значит, что основное, чему надо учить ребенка, - это чистить зубы! Физкультура не может быть основным предметом в школе. Но мы должны добиваться того, чтобы независимо от того, кем хочет стать школьник - гуманитарием, технарем, инженером или рабочим, - он должен быть здоровым. Старшеклассник в обязательном порядке будет изучать 10-11 предметов, с учетом вышеназванных. Так, к примеру, и математика, и русский язык присутствуют в списке обязательных предметов, вопреки тому, что говорят. Другое дело - предусмотрены разные уровни их освоения. Если человек - гуманитарий, то не надо ему изучать в старших классах основы математического анализа. Так же и с другими общеобразовательными предметами. Если внимательно прочитать стандарты, то это становится ясно. Идея новых стандартов заключается в том, что ребята в этом возрасте имеют право выбирать свой путь.
Сергей Волков, учитель русского языка и литературы центра образования N57, Москва: - Разработчики твердо уверены, что базовое образование должно завершаться в 9-м классе. У меня в этом есть сомнения. Можно ли считать, что к 9-му классу дети уже полностью познакомились с историей, географией, физикой? Я не уверен, в том, что все школы должны быть профильными. Если школы все же станут профильными, то они не должны идти по пути сужения возможностей других предметов.
|