Почему новые стандарты для старшеклассников воспринимаются столь неоднозначно

"Российская газета" 03.02.2011

Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что не будет утверждать образовательные стандарты для старшей школы, пока общественность, чиновники и разработчики не придут к единому мнению.
В отношении новых стандартов, которые, к слову, планируется постепенно внедрять с 2013-го и аж по 2020 год, в обществе развернулась настоящая истерия. Пиком ее стало открытое письмо президенту РФ с требованием запретить, переписать и, в целом, подвергнуть остракизму и сам проект стандарта, и его авторов. Суть письма в том, что школьникам оставляют лишь 4 обязательные дисциплины: ОБЖ, физкультуру, предмет "Россия в мире" и подготовку индивидуального проекта. Остальные же якобы переходят в разряд "по выбору".

В Интернете письмо собрало уже почти 15 тысяч подписей. Среди подписантов есть и очень уважаемые люди, например, Наталья Солженицына, заявившая "РГ":

- Я поддерживаю это письмо всем существом. Если принять этот чудовищный проект, наша школа неминуемо будет выпускать недоразвитых недоучек. 20 лет назад наши сыновья учились в сельской американской школе именно по такой системе: из всей математики можно было выбрать, например, только геометрию, из всех естественных наук только химию (а физику или биологию вообще не изучать), география просто не существовала как предмет, - но даже там история была обязательной. А наши школьники теперь смогут вовсе отказаться и от истории, и от географии, а изучать, например, "экономику" или "право".

Но у образовательных чиновников письмо вызывает недоумение.

- Обучение в старших классах в РФ не будет ограничено изучением четырех обязательных предметов, - объясняет глава Рособрнадзора Любовь Глебова. - Школьник будет изучать их плюс те, которые он выберет сам: не больше семи из шести областей знаний.

Шесть предметных групп - это русский язык и литература, иностранные языки, математика и информатика, общественные науки, естественные науки, искусство или предмет по выбору. И из каждой группы ученик обязан будет выбрать предмет.

По мнению Глебовой, в стандарте много здравого, но его беда в том, что он написан профессиональным, возможно, сложным для обычного человека языком.

- Четыре обязательных предмета выделены потому, что по ним попросту невозможно установить уровень освоения, - говорит Глебова. - Ну как вычислить уровень патриотизма или владения основами безопасности жизнедеятельности? Потому эти предметы будут изучать все на едином уровне.

Фото - РИА Новости
Компетентно

Александр Кондаков, управляющий директор издательства "Просвещение", руководитель рабочей группы РАО по разработке новых образовательных стандартов:

- То, что вокруг проекта стандарта для старшей школы развернулась такая дискуссия, для нас, разработчиков, в целом очень позитивный момент. Прежде всего это говорит о нарастающем внимании российского общества к воспитанию будущего поколения страны. Многие вещи, вынесенные на обсуждение, мы учитываем.

Сейчас в проект стандарта уже включено более 200 дополнений и исправлений. Но меня очень расстраивает, что авторы открытого письма президенту, очевидно, просто невнимательно читали документ. А ведь он с начала ноября прошлого года размещен на сайте минобрнауки и открыт для обсуждения, которое, кстати, в разных аудиториях длится уже около года, а не последние 2-3 месяца. Представители большинства субъектов РФ (в т.ч. национальные республики), общественные организации, конфессии прислали нам свои замечания, которые можно прочитать на сайте министерства.

В цивилизованном гражданском обществе нужно сначала обсуждать проект документа, спорить по его содержанию и в итоге превращать его в общественно согласованный документ. Сейчас у нас сработал традиционный российский принцип: "вот приедет барин, барин нас рассудит". Нехорошо. Письмо, опубликованное в Интернете, показывает, что в основе протестных настроений в целом лежит предметное лоббирование. К сожалению, его авторы не уловили главное. Главная цель образования - это воспитание образованного, социально ответственного, культурного, здорового и успешного гражданина России. И прежде всего преподавание, допустим, таких предметов как русский язык, литература, других общественных предметов, - ключевой элемент всей конструкции стандарта. Обвинять авторов проекта в том, что стандарт допускает возможность не изучать математику, - это вообще за гранью абсурда. Главное в развернувшейся дискуссии - внимательное прочтение текста и дискуссия по существу.

Хотел бы еще раз обратить внимание на то, что целью стандарта является формирование личности успешного выпускника, гражданина России. К сожалению, значительная часть оппонентов говорит прежде всего о своем предмете, не видя за ним личность ребенка. Мне это напоминает старый школьный анекдот. Грабитель нападает на учительницу с воплями: "Гони кошелек и часы!", а учительница отвечает: "Кошелек бери, а часы не отдам, возьми лучше классное руководство!". Кстати, обращаю внимание читателей на то, что разработчиками предложено разумное распределение объема учебной нагрузки: зафиксирован минимальный объем нагрузки в неделю - 30 часов и максимальный - 36 часов.

Сроки перехода на новый стандарт старшей школы, если они будут приняты, - с 2013 по 2020 годы. Это значит, что с 1 сентября 2013 года школы, готовые к обучению ребят по новым стандартам, могут это делать. С каждым годом, вплоть до 2020 года, к этому процессу будут подключаться все новые школы, но, подчеркиваю, - в добровольном порядке по мере готовности образовательного учреждения. Обязательным для всех новый стандарт старшей школы станет только в 2020 году. Обращаю внимание на то, что сроки введения плавные и давно всем известны.